Этажи машинного зала

На строительстве Краснополянской ГЭС выросло много людей, которые затем стали руководителями строек и видными инженерами-гидростроителями. Н. Н. Гусельников — главный инженер дирекции строящейся Братской ГЭС. Совсем молодым пришел на строительство В. И. Кузьмин, из которого Калпжнюк вырастил преемника для завершения стройки.

Крупным специалистом-проектировщиком стал Ю. И. Шпповников.

Часто вспоминается мне Красчополянская ГЭС — моя первая гидротехническая стройка.

После войны трудно, да и нечем было строить.

Стройка имела всего два бульдозера и четыре экскаватора. Самым мощным из них был экскаватор с емкостью ковша 1,25 м3. И все же эта ГЭС была построена довольно быстро — за четыре года.

В 1949 г. она дала энергию Сочп-Мацестпнскому курортному району. Это был большой праздник.

Каждый строитель считал себя именинником. Правда, наша радость, радость строителей, завершивших строительство, всегда с грустинкой, ведь это значит, придется расставаться с тем, чему отдал часть себя, с чем сроднился.

Впереди ждет новая стройка. Мы все уже знали, что поедем строить Иркутскую ГЭС на Ангару, в далекую, холодную Сибирь, неведомый нам край.

Январь 1950 года. С семьями, женами и детьми, едем поездом в Иркутск.

Мы уговаривали жен остаться в Красной Поляне, пока найдем жилье в деревне Кузьмихе, около которой находится створ будущей ГЭС. Но они были неумолимы. Пережив одиночество военного времени, они не хотели расставаться.

Ехать, так ехать вместе, — говорили они. Иркутск встретил нас сорокапятиградусными морозами.

Ангары не видно.

Она течет где-то там, внизу под клубами серого тумана. Река с капризным и буйным характером, не замерзающая даже в жестокие сибирские морозы.

Потом мы видели ее и другой — ослепительной, сверкающей всеми оттенками голубого и синего в лучах летнего солнца. В такие дни загадочной, мерцающей кажется удивительно прозрачная бутылочно-зеленая толща ее вод, сквозь которую видно мельчайшие камешки дна. Мы полюбили эту реку, полюбили Сибирь.

Для нас по-настоящему стал близок и дорог этот край…

Комментарии запрещены.